Бэби-клуб онлайн

Развитие речи
у ребенка в 1 год:
нормы, причины задержки и игры

  • Этапы развития речи
  • 10 способов развивать речь ребёнка дома
  • Упражнения и игры для развития речи
  • В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди»
  • Когда нужна помощь специалистов?
Развитие речи начинается задолго до того, как ребёнок произнесёт первые слова.
С первых месяцев жизни малыш активно воспринимает речь окружающих, пробует её повторять и формирует базу для будущего общения.

Именно в раннем возрасте закладываются фундаментальные навыки, от которых зависит скорость и качество речевого развития.

Этот процесс требует участия и поддержки взрослых: без внимания со стороны родителей ребёнку сложнее своевременно выйти на следующий этап. В статье разберём, почему так важно вовремя включаться в развитие речи малыша.

В этой статье вы узнаете, как формируется речь малыша до года и какие меры могут помочь родителям. Читайте дальше, чтобы получить полезные советы.

Этапы развития речи: как растут первые слова

Развитие речи — это чудо, которое начинается гораздо раньше, чем малыш скажет заветное «мама». И если понимать, что происходит на каждом этапе, можно не только вовремя заметить особенности, но и с любовью поддержать этот важный процесс.
0–6 месяцев
Пока кажется, что малыш просто улыбается и гулит, но на самом деле он уже активно учится! Он различает голоса, ловит интонации и копит свой первый «речевой багаж». К 2–3 месяцам появляется гуление: мягкие, певучие звуки вроде "г", "к", "х" — словно маленькие песенки.

6–12 месяцев
Настоящий старт — лепет! "Ма-ма", "ба-ба", "па-па" звучат всё увереннее. К концу первого года появляются первые осмысленные слова — обычно от 5 до 20 слов. Самые популярные: мама, папа, баба, дай, на, ам. Пока это звучит не всегда чётко, но главное — желание общаться!

1–2 года
В годик малыш чаще активно понимает больше, чем говорит. Он знает до 50–100 слов, но в речи использует выборочно. Постепенно появляются короткие фразы из двух слов: «дай мячик», «мама пить». Очень важно говорить с ребёнком много, без упрощений — это как вода для ростка речи.
Интересный факт

Некоторые малыши могут казаться «молчунами»
до 2 лет — а потом за несколько месяцев догнать и даже перегнать сверстников. Главное — смотреть не только на количество слов, но и на понимание речи!
Речь — это не просто слова. Это мостик от сердца ребёнка к миру

10 способов развивать речь ребёнка дома

1.Говорите с ребёнком как можно больше

Пожалуй, это самый важный и действенный способ. Малыш начинает воспринимать речь ещё до рождения — учёные утверждают, что он может слышать звуки и голос мамы в животе. Поэтому начните общаться с ним ещё до появления на свет. А когда он родится, продолжайте разговаривать, используя выразительную, взрослую речь. Объясняйте всё, что происходит вокруг, называйте предметы, животных, действия. Это будет не только способствовать развитию речи, но и создавать эмоциональную связь. Не забывайте, что груднички воспринимают речь прежде всего на эмоциональном уровне.

2. Развивать мелкую моторику

Это тоже один из секретов раннего развития речи! Мелкая моторика активирует нервные окончания на пальцах, а это напрямую связано с развитием речи. Пусть ребёнок перебирает крупу, играет с массажными мячиками или нанизывает бусины на верёвочку. Эти занятия развивают не только моторику, но и координацию движений, а значит, помогут быстрее освоить речь.

3.Расширяйте словарный запас

Чем больше слов слышит ребёнок, тем быстрее он начнёт повторять их. В этом возрасте, когда малышу 1 год, каждый новый звук, слово и интонация — это шаг вперёд в развитии речи. Говорите с ним, называйте предметы вокруг: игрушки, еду, животных — всё, что попадает в поле зрения. Даже если малыш пока не может повторить, он уже воспринимает слова на слух. Важно использовать простые и понятные фразы, избегая сложных выражений. Ведь в 1 год ребёнок ещё только учится различать, что значит каждое слово, и воспринимает мир буквально, через ассоциации и эмоции.

4.Читайте книги

Чтение — это не только полезно, но и очень увлекательно! Яркие картинки привлекают внимание детей, а одновременное зрительное и слуховое восприятие помогает им быстрее запоминать слова. Покажите персонажей, например, колобка, лису или зайца, и называйте их. Читайте каждый день или как у вас появилось время, и ваш малыш начнёт ассоциировать книги с увлекательным путешествием в мир слов.

5.Пойте песни

Мелодии и ритм — отличный способ для развития речи. Песни стимулируют речевой аппарат и улучшают настроение. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки или разучивайте новые. К тому же, музыка помогает развить слух и учит правильно произносить звуки. Включайте свою любимую музыку, ведь хорошее настроение мамы – самый короткий путь к состоянию

6.Язык жестов- игра которая тормозит развитие речи в годик

Когда ребёнок использует жесты вместо слов, важно аккуратно направить его к вербальному общению. Если малыш указывает на что-то, не называя это, просто не торопитесь угадывать. Вместо этого, предложите слово: «Что ты хочешь?» — так вы побуждаете его к поиску нужного слова. Главное — не спешить и не заставлять малыша переживать, постепенно увеличивая сложность диалога. Такой подход поможет ребёнку научиться связывать звуки с предметами, а не полагаться только на жесты.

Можно спросить малыша в годик, что ты будешь на завтрак, рис или гречку? Он удивленно посмотрит, подумает, промолчит. Конечно, выбирайте что вам удобнее готовить, скажите за малыша – сегодня съедим гречку. Можно показать крупу – возможно он уже покажет пальчиком. Пройдет время и он вам ответит. Безусловно не надо спрашивать каждый день, если вы устали или нет настроения, но старайтесь общаться по мере ваших сил и возможностей с малышом, даже когда он еще молчит. Это благоприятно, скажется на вашем эмоциональном контакте с ребенком и развитии речи малыша в будущем.

7.Чтение книг правильно!
Вместо «смешных» слов — чёткие, правильные, а главное — искренние!
Когда вы читаете своему малышу, не стоит менять слова на смешные или неправильные — «колобок на колобочек» точно не поможет! В 1 год важно давать ребёнку правильныеслова, ведь это помогает формировать его представление о мире. Вместо «бибика» — говорите «автомобиль», а вместо «ням ням» — «садимся есть». Это поможет малышу не только запомнить слова, но и научиться связывать их с реальными вещами.

Да, и не забывайте, что в этом возрасте книжки — это не просто слова. Это целый мир эмоций! Показывайте яркие картинки, говорите, кто там изображён, и обязательно эмоционально реагируйте на события. Задавайте вопросы: «А кто это?», «Что он делает?» — так вы будете развивать не только речь, но и эмоциональный интеллект. И даже если малыш пока не может ответить, он будет с интересом слушать и запоминать.

8.Повторяйте за малышом

В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов. Повторяйте эмоции, улыбку, удивление. Обнимите и пожалейте, когда малыш плачет – очень важно научить различать эмоции.

9.Благоприятная среда дома

Если телевизор или компьютер постоянно включены, это может помешать вашему малышу слышать и воспринимать вашу речь. В 1 год ребёнку важно слышать живые, чёткие и правильные слова взрослого. Ограничьте время, которое малыш проводит за мультфильмами, чтобы общение с вами было приоритетом. Это поможет не только развить речь, но и укрепить эмоциональную связь с ребёнком.

10.Проявлять внимание

Когда ваш малыш подходит к вам или пытается что-то показать, важно полностью сосредоточиться на нём и на том, что он пытается сказать. Даже если он ещё не может выразиться словами, внимательно слушайте его звуки и жестикуляцию. Поддержите его желание общаться, задавая простые вопросы, удивляясь его попыткам и показывая интерес. Это стимулирует его желание взаимодействовать и учить новые слова, укрепляя вашу связь и поддерживая его в процессе обучения речи.
Интересный факт

Некоторые дети в этом возрасте уже способны распознавать грамматические ошибки... даже если сами ещё не говорят.

В одном эксперименте 12-месячным малышам проигрывали фразы с правильной и неправильной грамматикой.
И — невероятно! — их мозг активнее реагировал на ошибки,
хотя они ещё не могли воспроизвести ни одной полной фразы.

Это говорит о том, что языковая система "включается" намного раньше, чем мы слышим первое предложение.
Пальчиковые игры

Игры для развития речи малыша в 1 год

Один из лучших способов помочь малышу заговорить — пальчиковые игры. В этом возрасте развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Простые стишки с движениями пальцев превращают обучение в радостную игру.

Например, можно вместе играть в «Сороку-ворону», «Ладушки» или «Кулачки».

Такие занятия не только веселят ребёнка, но и стимулируют его речевое развитие естественно и ненавязчиво.

Вот несколько адаптированных примеров коротких пальчиковых игр для малыша 1 года, в которых используются кулачки:

«Кулачки стучат»
(ребёнок сжимает кулачки и постукивает ими друг о друга)

Текст:

«Кулачки-кулачки,
Постучали пальчики.
Разожмём ладошки —
Полетели крошки!»

(в конце разжимаем кулачки — как будто «сыпем» крошки)


«Прячем пальчики»
(кулачок сжимаем и прячем большой палец внутрь)
Текст:
«Прячем пальчик в домик,
Пусть поспит тихонько.
А потом — проснётся,
Солнцу улыбнётся!»
(вытаскиваем большой палец)


Эти игры очень простые, с короткими движениями — идеально подходят для малышей около года: учат координации, вниманию, и при этом мягко развивают речь через движение и эмоции.

«Сорока-ворона»

Взрослый нежно водит пальцем по ладошке малыша, как бы «варя кашу», приговаривая короткий стишок: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…».

После упоминания каждого пальчика аккуратно массируют его или слегка щекочут, что вызывает у малыша радость и внимание к руке и словам.

Существует много вариантов текста это песенки, приведем один из них.
Развитие моторики у младенцев
«Ладушки»

Вы вместе с малышом хлопаете в ладошки, произнося весёлую потешку о том, как «Ладушки-ладушки, где были? — У бабушки!». Эта игра развивает слух, ритм, координацию движений и побуждает малыша к первым попыткам имитировать звуки.
игра развивает слух, ритм, координацию движений и побуждает малыша к первым попыткам речи
Артикуляционные упражнения


Чтобы речь развивалась правильно, важно тренировать мелкие мышцы рта — ведь в раннем возрасте они ещё не окрепли. Простая артикуляционная гимнастика поможет в этом! Сядьте вместе с малышом перед зеркалом, чтобы он мог видеть ваши движения. Весело показывайте, как складывать губы трубочкой, шлёпать язычком, улыбаться широко, будто на солнышко. Малыш будет стараться повторять за вами — так игра превратится в настоящую тренировку для речи!

Вы удивитесь, но просто улыбка - это сложно, открыть ротик широко - это упражнение артикуляционной гимнастики. Делайте их с малышом каждый день.
Дидактические игры

Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений
Упражнения на развитие речевого дыхания

С самого начала речевого развития важно учить малыша правильно дышать. Ведь звук рождается на потоке воздуха! Чтобы дыхание стало сильным и ровным, играйте вместе в простые забавы: дуйте на воображаемый одуванчик, сдувайте лёгкие шарики с ладошки, запускайте мыльные пузыри. Такие игры не только развлекают, но и незаметно тренируют дыхательную систему, подготавливая малыша к чёткой речи.


Вот несколько простых игр на дыхание для малыша 1 года:

Сдуваем пушинку
Положите лёгкую ватку или перышко на ладонь и вместе дуйте на неё. Сначала сами покажите, как мягко "сдувать", а потом предложите малышу попробовать.

Мыльные пузыри
Пускайте пузыри и помогайте малышу дуть на них, чтобы они летали. Это весело и естественно тренирует длительность выдоха.

Сдуваем листья
Возьмите лёгкий листочек или лепесток, положите на ладонь или столик на улице и дуйте, стараясь сдвинуть его. Малышу понравится наблюдать, как листочек "убегает".

Ветерок на ручках
Расскажите малышу, что вы — ветерок. Сдувайте с его ладошки перышко или воображаемый «пух», а затем попросите его тоже подуть — коротко и мягко.

Пыхтящий поезд
Во время прогулки играйте в паровозик: "Чух-чух-пых-пых", подражая шуму поезда через выдох. Это весело и отлично укрепляет дыхание.

Интересный факт

Один примечательный случай — Майкл Кевин Керни из США, который, по сообщениям, начал говорить до 4 месяцев,
спрашивая у родителей: «Что на ужин?».
Он также известен как самый молодой выпускник университета, получивший степень бакалавра в возрасте 10 лет.

Такие случаи являются исключительными и не отражают типичного развития речи у младенцев, они подчёркивают удивительные способности некоторых детей
Общие советы

В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди». Нужно помнить, что каждый ребёнок развивается по своей индивидуальной модели и не всегда она подстраивается под описанные этапы развития. Мы рекомендуем придерживаться принципов, применимых в целом ко всему процессу воспитания и развития детей.

  1. Принцип игровой формы. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Чем интереснее построено занятие, тем более вовлечённым в него будет малыш. Не принуждайте играть. Вместо этого заинтересуйте.
  2. Принцип взаимного диалога. Разговоры с детьми – не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд. Выводите ребёнка на диалог, поддерживайте с ним разговор, рассказывайте и внимательно слушайте. Общение – самый действенный способ научить ребёнка рано говорить.
  3. Принцип принятия проблемы. Трудно признаться самому себе, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Однако чем раньше вы начнёте работу над ошибками, тем быстрее получите результат. Не бойтесь обратиться к профессионалам, если видите, что самостоятельная работа не приносит плодов.
  4. Принцип принятия индивидуальности. Ваш ребёнок – уже отдельная личность, даже если он только-только начинает стоять на ногах. Не стоит сравнивать его со сверстниками, которые уже вовсю рассказывают стишки. Вместо критики хвалите каждое достижение вашего ребёнка и тогда он обязательно заговорит.

Когда нужна помощь специалистов?

В возрасте 1 года ребенок обычно произносит простые слова, такие как "мама", "папа", "дай". Если ребенок в 1 год не говорит, это может быть связано с индивидуальными особенностями развития. Но если ребенку уже 2–2,5 года и он не начал говорить, родителям важно внимательно наблюдать за другими признаками развития: как он реагирует на речь, выполняет ли простые просьбы, играет ли с другими детьми. Если реакций мало или они необычные — стоит обратиться к специалисту (логопеду, неврологу, психологу). Самое важное — не ждать "пока само пройдёт", а вовремя начать поддержку развития речи.

Вот список тревожных признаков, на которые стоит обратить внимание в 1 годик, если ребёнок долго не говорит:

- Не реагирует на обращение по имени или на речь взрослых.
- Не выполняет простые просьбы ("дай", "покажи", "иди сюда").
- Отсутствует интерес к общению — не пытается привлечь внимание взрослых. Не использует жесты и интонацию для общения (например, не тянет руки, не указывает пальцем)
- Нет попыток имитировать звуки, лепетать, повторять слова.

Задержка речевого развития у ребенка 1 года такого диагноза нет. Задержку речевого развития (ЗРР) у ребенка обычно начинают диагностировать после 2 лет, если:
  • ребенок не говорит простых слов (мама, папа, дай и т. д.) после 1,5–2 лет,
  • нет попыток составления фраз к 2,5 годам,
  • отсутствует понимание речи взрослых.
Нормы речевого развития:
  • В 1 год ребенок должен понимать простые просьбы и говорить 5–10 слов.
  • В 1,5 года словарный запас может достигать 20–30 слов.
  • В 2 года — минимум 50 слов и попытки строить фразы из 2 слов.
Если этого не происходит — стоит обратиться к неврологу, логопеду или психоневрологу для диагностики и возможного начала коррекционной работы.
Если в 1 год ребёнок не произносит ни одного слова
и не пытается подражать звукам — это не обязательно повод для паники, это просто сигнал для наблюдения.
Онлайн-занятия для детей 1–2 лет в «Бэби-клуб Онлайн» — это поддержка родителей и развитие малышей с раннего возраста. Мы работаем с 2000 года и помогаем в гармоничном развитии речи, мышления и моторики у малышей.

Наши опытные педагоги подбирают развивающие занятия онлайн для детей от 1 года, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Присоединяйтесь к пробному уроку и не упустите важные этапы роста.

Читайте другие материалы о развитии малышей до 2 лет онлайн на нашем сайте в блоге.
Попробуй онлайн занятия в Бэби-клубе
Занятия с педагогом онлайн
для малышей: развитие речи и игры для малыша с мамой